Часто задаваемые вопросы

У меня нулевой уровень, сколько времени мне потребуется, что бы выучить английский?

Классический ответ на этот вопрос — чем больше будете заниматься, тем быстрее выучите. Вопрос не в том, сколько времени пройдет с того момента, когда вы в первый раз откроете книгу, а в том, сколько часов в день вы будете заниматься. Но я понимаю, что нужны какие-то приблизительные ориентиры. Можно сказать так: если вы будете заниматься не реже чем 3 раза в неделю, плюс будете много работать самостоятельно, то через 4-5 месяцев вы сможете вполне сносно разговаривать на простые темы и читать несложные тексты. При тех же условиях, через год вы достигнете среднего уровня владения языком. А на то чтобы знать язык действительно хорошо, потребуется не меньше 3-4 лет.


Какой метод изучения иностранного языка самый эффективный?

Методов действительно много, но принципиально они мало, чем отличаются. Зачастую названия этих методов не более чем бренды, придуманные чтобы подороже сбыть товар. Из тех методов, которые я сам опробовал и, которые действительно работают, я бы назвал метод чтения Ильи Франка. Он действительно эффективен, но использовать его нужно именно так, как рекомендуют его создатели. Читать надо сразу много, и постоянно. Тогда сработает. А вообще, метод не имеет большого значения. Имеет значение то, сколько у вас упорства, и сколько времени вы будете уделять изучению языка.


Я несколько раз пытал(ся)ась изучать английский, посещая курсы и самостоятельно, но результат почти нулевой, может у меня нет способностей к языкам?

Почитайте раздел «Мифы», там про это написано подробно.


Какие учебники вы используете?

При изучении грамматики я вообще отказался от учебников, так как опыт показал их низкую эффективность. Для этого я использую собственные, проверенные на практике, наработки и материалы. Для пополнения запаса слов и стандартных выражений я пользуюсь многими пособиями: как широко известной серией — Vocabulary in Use, так и менее известными учебниками, например, Heineman ELT Wordbuilder. Есть еще книги и справочники по разделам Phrasal Verbs, English Collocations и т.д. Вообще, я сторонник большого разнообразия в учебниках и пособиях.


Не лучше ли изучать язык с преподавателем — носителем языка?

Конечно лучше. Но тут есть несколько «если». Если вы на начальном уровне или на «нуле», то вам нужен преподаватель хорошо говорящий по-русски. Иначе большую часть занятий вы будете тратить на попытки понять друг друга, а это очень непродуктивно. Существует мнение, что можно научиться английскому просто разговаривая с носителем языка и что, при желании, всегда можно понять, что каждый из вас имеет ввиду. Зато с самого начала вы получаете язык, так сказать, из «первых рук». Теоретически это звучит великолепно, но практически — это очень трудно. Когда дело доходит до отвлеченных понятий, то объясниться, порой, не просто даже человеку, хорошо владеющему языком. Конечно, на занятиях нужно говорить по-английски как можно больше, но все-таки руководствоваться надо здравым смыслом. Зачем себя так мучить.

Мои знакомые преподаватели-иностранцы «официально» поддерживают теорию о том, что надо учить английский без обращения к русскому, «коммуникативно» или как-то еще, но сами усиленно учат русский. И активно им пользуются на частных уроках. Теория — это одно, а практика — совсем другое. Если вы уже немного знаете язык, то для постановки разговорных навыков, вам вполне подойдет и преподаватель не говорящий по-русски. Только надо найти человека, действительно хорошо владеющего языком.

Сам факт, что он родился и вырос в стране, где говорят по-английски, еще не значит, что он говорит правильно. Как один мой знакомый, овцевод из Австралии, который много путешествует по миру, сейчас временно осел в Москве, и преподает английский в одной известной языковой школе. Он отличный парень, но его речь не всегда понимают даже его земляки, австралийцы. А один англичанин, после того как послушал его несколько минут, спросил у меня — « А ты, вообще, понимаешь, что он говорит? Я, например, ни черта не понимаю». Он, конечно, немного преувеличил — известное британское высокомерие. Но все-таки. Нет, такие носители вам, конечно, не нужны.


Преподаете ли вы в каком-нибудь ВУЗе?

Нет, не преподаю.


Выезжаете ли вы на занятия?

Да, выезжаю. В пределах Москвы, если это не очень далеко. За пределы города я выезжаю редко, но это возможно, условия таких занятий надо обговаривать отдельно.


Как выбрать репетитора английского языка?

Это, пожалуй, самый сложный вопрос. И в самом деле, как? Наличие диплома ещё ничего не значит, особенно в наше время, при том уровне коррупции в вузах, о котором мы все хорошо знаем. То же можно сказать и о научных званиях и регалиях, мы не знаем, как и за что они были получены. Наличие у репетитора английского языка международного сертификата — это уже лучше, поскольку мне ещё не приходилось слышать, что бы кто-то купил себе сертификат. Хотя теоретически это тоже возможно. И потом надо разобраться, что означает, тот или иной сертификат. Он может означать, что человек владеет английским языком на каком-то уровне, или, что он прослушал курс лекций по обучению английскому, по той или иной методике. Ни то, ни другое вовсе не гарантирует, что этот человек действительно может учить и умеет хорошо объяснять. А ведь вам нужно именно это. То, что у человека есть какая-то бумажка, пусть даже самая «сильная», можно и нужно учитывать, но это не должно быть определяющим фактором при вашем выборе репетитора английского языка. Самый лучший знаток английского языка, которого я знаю, не имеет ни сертификата, ни, какого-то ни было, формального образования. Вы ведь не в отделе по персоналу сидите, а выбираете человека, с которым будете общаться, по крайней мере, два раза в неделю. И это общение должно быть и плодотворным, и приятным. По бумажке этого не определишь.

На мой взгляд, лучше подойти к этому вопросу с другой стороны. Если вы раньше уже изучали английский язык, то у вас наверняка есть какие-то вопросы, неясности, что-то, что вы никак не можете понять. Позвоните приглянувшемуся вам репетитору и попросите его вам это объяснить. Это нормально. Ничего сверхъестественного в такой просьбе нет. Такая у нас работа. Пара минут всегда найдется. Если откажется — забудьте, звоните другому. Конечно, по телефону трудно что-то объяснить, очень развернуто и подробно, однако и нескольких минут достаточно, чтобы увидеть, связная ли у него речь, умеет ли он объяснять, подходит ли вам его манера разговора. И главное, поняли ли вы что-нибудь, прояснился ли вопрос? Если же вы не изучали английский язык раньше, то купите книжку, попытайтесь что-нибудь выучить самостоятельно, и что осталось неясным, — позвоните и спросите. И посмотрите, понятнее ли он объясняет, чем книга. Должно быть именно так.


Готовлю ли я к международным экзаменам по английскому языку?

Да готовлю.

В чем собственно заключается эта подготовка? В устранении типичных ошибок, ликвидации «белых пятен» в грамматике, навыка правильно строить предложения при разговоре и отработке тех моментов, на которых вас будут «ловить» на экзамене. Слава богу, особой изобретательности авторы методик не проявляют, все довольно стандартно, и даже целые предложения в пособиях по подготовке и на экзамене порой повторяются. Но надо понимать что — международные экзамены и сертификации по английскому языку (Кембриджские, IELTS, TOEFL, GMAT и пр.) проводятся как раз для того, чтобы оценить ваш реальный уровень владения языком. Поэтому если вы находитесь, скажем, на уровне Intermediate, то подготовка к этому экзамену в течение 1-2 месяцев даст вам возможность уверенно сдать экзамен именно на этом уровне и не более того. Если же вы готовитесь сдать экзамен на уровень выше своих сегодняшних знаний, то речь тут идет скорее о дальнейшем изучении английского языка и времени тут потребуется намного больше. А непосредственно к подготовке к экзамену можно приступить, когда намеченный уровень знаний уже в целом достигнут.

Я это к тому, что если кто-то обещает за пару месяцев и какие-то «жалкие» 20 тыс. подготовить вас, да еще «с гарантией», к экзамену на уровне «advanced», а ваш нынешний уровень «pre-intermediate» да и то с натяжкой, подумайте – не коллега ли Ганса Христиана Андерсена перед вами, сказочник по призванию.

Особенно этим «грешат» преподаватели английского языка (а их, к сожалению, большинство), которые сами не сдавали никаких экзаменов и не получали никаких сертификатов. Ни «слабых», ни «сильных». Вообще никаких. Но могут подготовить… Причем, на любой уровень!

На чем зиждется такая уверенность для меня остаётся великой загадкой. Это как если бы некий спортивный тренер, у которого нету даже 3-го разряда в этом виде спорта, смело брался бы сделать из вас мастера спорта и вывести на чемпионат мира. Легко!

Вообще же подготовка к экзамену — это хороший стимул для изучения английского языка. Выберите экзамен, зарегистрируйтесь, заплатите денежки, и с этого момента вы уже не просто и абстрактно изучаете английский язык, а готовитесь к экзамену, дата сдачи которого надвигается на вас неумолимо, как день окончания отпуска. Это подхлестывает! Пускай вы не сдадите его с первого захода (хотя не факт), но со второго сдадите точно, а значит, и английский язык выучите!


Часто задаваемые вопросы